Разработка образовательных программ по дуальной системе обучения совместно с предприятиями-работодателями

КГКП “Высший колледж IT и новых технологий” управления образования области Абай
1. Введение

  Развитие дуальной системы обучения — один из ключевых приоритетов в подготовке кадров, способных решать реальные производственные задачи. Совмещение теоретического обучения в колледже с практической деятельностью на предприятиях позволяет студентам формировать прикладные навыки и быстро адаптироваться к профессиональной среде. IT-колледж всё активнее внедряют современные подходы к подготовке специалистов, одним из которых является дуальное обучение — сочетание теоретических занятий в колледже с практической деятельностью на базе IT-компаний и предприятий.

2. Цель программы

Создание качественной модели подготовки студентов с учётом актуальных потребностей работодателей, в которой не менее 60% практических навыков формируется в условиях реального производства.

3. Основные задачи

  • Привлечение предприятий к формированию содержания образовательных программ;
  • Укрепление партнёрства между колледжем и отраслевыми организациями;
  • Снижение разрыва между профессиональными стандартами и учебными планами;
  • Подготовка студентов к конкретным производственным функциям.

🔸 Форматы сотрудничества с IT-компаниями:

  1. Дуальное обучение
    Студенты проходят теоретическую часть в колледже, а затем закрепляют знания в компаниях-партнёрах (2–3 дня в неделю на предприятии).
    ➤ Пример: совместные учебные планы с участием работодателей.
  2. Производственная практика и стажировки
    Регулярные стажировки в IT-компаниях позволяют студентам получить опыт в реальных проектах.
    ➤ Пример: участие в разработке веб-сайтов, приложений, технической поддержке и пр.
  3. Менторство и проектная работа
    Представители бизнеса становятся наставниками для студентов, помогают в стартапах и хакатонах.
    ➤ Пример: специалисты IT-компании курируют студенческие команды, проверяют код и дают обратную связь.
  4. Совместные лаборатории и технопарки
    Некоторые колледжи создают на своей базе инновационные лаборатории, оборудованные при поддержке партнёров, где студенты учатся на реальном оборудовании.
    ➤ Пример: лаборатория по кибербезопасность, AR/VR, робототехнике.

🔸 Преимущества для студентов:

  • Практический опыт уже во время учёбы;
  • Знакомство с корпоративной культурой и требованиями индустрии;
  • Возможность трудоустройства сразу после выпуска или ещё до него;
  • Развитие soft-skills и работа в команде.

🔸 Преимущества для компаний:

  • Подготовка будущих специалистов “под себя”;
  • Снижение затрат на адаптацию новых сотрудников;
  • Участие в формировании образовательных программ.

4. Сферы дуального обучения и партнёрские организации

Направление подготовкиПредприятие-партнёрВид деятельности
Цифровая техникаТОО “АЭС Шульбинская ГЭС” ТОО «ПК«Цементный завод»Автоматизация, цифровые системы управления, телемеханика
Медицинская техникаКГП на ПХВ «Поликлиника №7 города Семей» УЗ области АбайОбслуживание и настройка медицинского и диагностического оборудования
Почтовая связьАО “Казпочта”, Семейский филиалЛогистика, сортировка, ИТ-сопровождение почтовых процессов

5. Этапы реализации программы

Этап 1: Подготовка и согласование

  • Подписание соглашений о дуальном обучении с организациями;
  • Совместное определение компетенций, необходимых работодателям;
  • Формирование графика обучения и распределения учебной нагрузки.

Этап 2: Разработка содержания программ

  • Корректировка рабочих учебных планов с учётом специфики предприятия;
  • Разработка совместных модулей: практикумы, лабораторные, производственные задания;
  • Подготовка наставников со стороны организаций.

Этап 3: Обучение и сопровождение

  • Направление студентов на стажировку и производственную практику по графику;
  • Ведение журналов практики, отчётности, фото- и видеофиксации;
  • Консультирование студентов со стороны представителей предприятий.

Этап 4: Оценка и обратная связь

  • Промежуточный и итоговый контроль знаний и умений;
  • Совместная аттестация студентов с участием работодателей;
  • Сбор отзывов и совершенствование программы.

6. Ожидаемые результаты

  • Получение студентами реального опыта на рабочем месте;
  • Сокращение периода адаптации после выпуска;
  • Повышение уровня трудоустройства по специальности;
  • Подготовка специалистов, соответствующих требованиям конкретных отраслей.

7. Заключение

Реализация дуального обучения в КГКП “Высший колледж IT и новых технологий” совместно с такими предприятиями, как ТОО “АЭС Шульбинская ГЭС”, АО “Казпочта” и КГП на ПХВ «Поликлиника №7 города Семей», позволяет выстраивать прочную связь между образованием и производством. Это важный шаг в подготовке современных, конкурентоспособных кадров, способных эффективно работать в условиях цифровизации и развития сервисной экономики Казахстана.

Дуалды оқыту жүйесі бойынша білім беру бағдарламаларын әзірлеу Абай облысының білім басқармасы

“IT және жаңа технологиялар жоғары колледжі” КМҚК жұмыс беруші кәсіпорындармен бірлесе отырып
1. Кіріспе

Дуалды оқыту жүйесін дамыту – өндірістік міндеттерді шеше алатын кадрларды даярлаудағы негізгі басымдықтардың бірі. Колледжде теориялық білім мен кәсіпорындарда практикалық дағдыларды қатар меңгеру студенттерге қолданбалы дағдыларды қалыптастыруға және кәсіби ортаға жылдам бейімделуге мүмкіндік береді. IT-колледждер мамандарды даярлауда заманауи тәсілдерді белсенді түрде енгізуде, олардың бірі – дуалды оқыту, яғни колледждегі теориялық сабақтар мен IT-компаниялар мен кәсіпорындар базасындағы практикалық қызметті біріктіру.

2. Бағдарламаның мақсаты
Жұмыс берушілердің өзекті қажеттіліктерін ескере отырып, студенттерді сапалы даярлау моделін жасау, мұнда практикалық дағдылардың кемінде 60%-ы нақты өндірістік жағдайда қалыптасады.

3. Негізгі міндеттер

  • Білім беру бағдарламаларының мазмұнын қалыптастыруға кәсіпорындарды тарту;
  • Колледж бен салалық ұйымдар арасындағы әріптестікті нығайту;
  • Кәсіби стандарттар мен оқу жоспарлары арасындағы алшақтықты азайту;
  • Студенттерді нақты өндірістік функцияларға дайындау.

🔸 IT-компаниялармен ынтымақтастықтың форматтары:
1. Дуалды оқыту
Студенттер теориялық бөлімді колледжде өтеді, кейін білімдерін серіктес компанияларда 2–3 күн бойы бекітеді.
➤ Мысал: жұмыс берушілердің қатысуымен жасалған бірлескен оқу жоспарлары.

2. Өндірістік тәжірибе мен тағылымдамалар
IT-компанияларда үнемі өтіп тұратын тағылымдамалар студенттерге нақты жобаларда жұмыс істеу тәжірибесін береді.
➤ Мысал: веб-сайттар мен қосымшалар әзірлеу, техникалық қолдау көрсету және т.б.

3. Менторлық және жобалық жұмыс
Бизнестің өкілдері студенттерге тәлімгерлік жасап, стартаптар мен хакатондарға қолдау көрсетеді.
➤ Мысал: IT-компаниялардың мамандары студенттік командаларға жетекшілік етіп, кодты тексереді және кері байланыс береді.

4. Бірлескен зертханалар мен технопарктер
Кейбір колледждер серіктестердің қолдауымен өз базасында заманауи зертханалар ашуда.
➤ Мысал: киберқауіпсіздік, AR/VR, робототехника зертханалары.

🔸 Студенттер үшін артықшылықтар:

  • Оқу барысында өндірістік тәжірибе жинау;
  • Корпоративтік мәдениет пен саланың талаптарымен танысу;
  • Диплом алғаннан кейін немесе оқу барысында жұмысқа орналасу мүмкіндігі;
  • Soft-skills дамыту және командада жұмыс істеу дағдылары.

🔸 Компаниялар үшін артықшылықтар:

  • Болашақ мамандарды өзіне бейімдеп даярлау;
  • Жаңа қызметкерлерді бейімдеуге кететін шығынды азайту;
  • Білім беру бағдарламаларын қалыптастыруға қатысу.

4. Дуалды оқыту салалары мен серіктес ұйымдар

Дайындық бағытыСеріктес кәсіпорынҚызмет түрі
Цифрлық техника“Шүлбі ГЭС” ЖШС, “Цемент зауыты” ЖШСАвтоматтандыру, цифрлық басқару жүйелері, телемеханика
Медициналық техника“Семей қаласының №7 емханасы” ШЖҚ КМКМедициналық және диагностикалық жабдықты қызмет көрсету және баптау
Пошта байланысы“Қазпошта” АҚ, Семей филиалыЛогистика, сұрыптау, пошталық процестерді IT-қолдау

5. Бағдарламаны іске асыру кезеңдері

1-кезең: Дайындық және келісу

  • Ұйымдармен дуалды оқыту туралы келісімдерге қол қою;
  • Жұмыс берушілерге қажетті құзыреттерді бірлесіп анықтау;
  • Оқу жүктемесін бөлу және оқу кестесін қалыптастыру.

2-кезең: Бағдарламалар мазмұнын әзірлеу

  • Кәсіпорынның ерекшеліктерін ескере отырып, жұмыс оқу жоспарларын түзету;
  • Бірлескен модульдерді әзірлеу: практикумдар, зертханалық және өндірістік тапсырмалар;
  • Кәсіпорын тарапынан тәлімгерлерді даярлау.

3-кезең: Оқыту және сүйемелдеу

  • Студенттерді кесте бойынша тағылымдама мен өндірістік тәжірибеге жіберу;
  • Тәжірибе күнделіктерін, есептерді, фото және видео есептерді жүргізу;
  • Студенттерге кәсіпорын өкілдері тарапынан кеңес беру.

4-кезең: Бағалау және кері байланыс

  • Білім мен дағдыларды аралық және қорытынды бақылау;
  • Жұмыс берушілердің қатысуымен студенттерді бірлесіп аттестаттау;
  • Пікір жинау және бағдарламаны жетілдіру.

6. Күтілетін нәтижелер

  • Студенттердің нақты жұмыс орнында тәжірибе алуы;
  • Бітірушілерді бейімдеу кезеңінің қысқаруы;
  • Мамандық бойынша жұмысқа орналасу деңгейінің артуы;
  • Нақты салалардың талаптарына сәйкес мамандарды даярлау.

7. Қорытынды
“IT және жаңа технологиялар жоғары колледжі” КМҚК-нің “Шүлбі ГЭС” ЖШС, “Қазпошта” АҚ және “Семей қаласының №7 емханасы” сынды кәсіпорындармен бірлесе отырып дуалды оқытуды жүзеге асыруы — білім мен өндіріс арасындағы берік байланысты орнатудың маңызды қадамы. Бұл Қазақстанда цифрландыру мен сервис экономикасының дамуы жағдайында тиімді жұмыс істей алатын заманауи, бәсекеге қабілетті кадрларды даярлаудағы маңызды бағыт.

Информация о проведенных мероприятиях и круглых столов по реализации дуального обучения.

КГКП «Высший колледж IT и новых технологий»

КГКП «Высший колледж IT и новых технологий» активно участвует в развитии дуального обучения в регионе, интегрируя теоретическую подготовку студентов с практическим обучением на предприятиях.
27 сентября 2024 года проведен круглый «Школа – Колледж – Предприятие», на котором обсуждались вопросы профессиональной ориентации обучающихся школ, организации учебного процесса, проведения учебных и производственных практик, дуальное обучение и дальнейшее трудоустройство на базах предприятий социальных партнеров.

20 февраля КГКП «Высший колледж IT и новых технологий» провел «DemoDay» по дуальному обучению

🎯 Основная цель мероприятия

  • Презентация результатов реализации дуальной модели обучения в колледже.
  • Усиление взаимодействия между колледжем и предприятиями-партнёрами.
  • Повышение осведомлённости студентов и преподавателей о возможностях практико-ориентированного обучения.
  • Обсуждение вызовов и решений в процессе внедрения дуального образования.

👥 Участники мероприятия

  • Руководство и преподаватели колледжа
  • Представители компаний-партнёров IT-сферы
  • Студенты дуальных программ
  • Представители Управления образования
  • Гости из других колледжей и образовательных организаций

📌 Ключевые моменты программы

  1. Выступления представителей предприятий
    – Примеры реального взаимодействия с колледжем
    – Оценка уровня подготовки студентов в рамках дуального формата
  2. Презентации от студентов
    – Демонстрация проектов, выполненных в ходе практики
    – Отзывы о стажировке и работе на предприятиях
  3. Круглый стол
    – Обсуждение вопросов:
    • адаптация учебных планов;
    • мотивация студентов;
    • участие предприятий в разработке программ.
  4. Подписание новых меморандумов о сотрудничестве

📈 Результаты и планы

  • Увеличение числа компаний-партнёров.
  • Расширение списка специальностей, реализующих дуальное обучение.
  • Организация совместных курсов повышения квалификации.
  • Введение новых цифровых инструментов контроля и сопровождения практики студентов.

В феврале 2025 года проведена встреча студентов выпускных групп с представителями предприятия GEO ID.